В
России рынок фриланс-услуг находится в стадии развития. С каждым годом все
больше компаний обращаются к независимым специалистам, считая, что
сотрудничество с ними по ряду причин выгоднее, нежели с какой-либо
организацией. И здесь важно знать некоторые тонкости, которые помогут не остаться
и без денег, и без заказа.
Самые
распространенные в России профессии фрилансеров — переводчики, журналисты,
дизайнеры, верстальщики и специалисты в сфере ИТ. В отличие от ситуации на
Западе, где фриланс давно завоевал статус полноценной формы организации труда
наравне с традиционной работой в штате компании, в России фриланс-рынок
находится в стадии развития. Потребителями услуг таких специалистов являются
небольшие заказчики, стремящиеся прежде всего сэкономить, и крупные заказчики,
ищущие высокое качество или уникальные навыки. А предложения в данном сегменте
исходят от двух основных групп людей, называющих себя "фрилансерами":
профессионалов и непрофессионалов.
Профессиональные
фрилансеры — сложившиеся специалисты с опытом работы, положительной репутацией
и связями в своей среде. В большинстве случаев для создания этого капитала они
сначала определенное время работали в качестве штатных сотрудников, а в
какой-то момент осознали, что комфортнее будет работать на себя, самостоятельно
определяя свой рабочий график и темп. Как правило, профессионалы имеют
портфолио проектов, а их ставки отражают конъюнктуру рынка, навыки и опыт
конкретного специалиста, а также то, что фрилансом эти люди зарабатывают на
жизнь.
Непрофессиональные
фрилансеры — пробующие себя студенты и начинающие специалисты, чей основной
инструмент в конкурентной борьбе — демпинг. Рынок заполнен предложениями
дешевой рабочей силы от непрофессионалов, большинство из которых составляют
люди с постоянным местом работы, оказывающие фриланс-услуги по совместительству
и в качестве "подработки". Такая ситуация в данном сегменте сложилась
из-за низкого порога вхождения на рынок. Фактически непрофессионалы - штатные
сотрудники компаний, при этом они занимаются фрилансом время от времени и это
не является основным источником доходов. Непрофессионалы готовы работать без
договора и гарантий и браться за самые малобюджетные проекты от сомнительных
заказчиков.
Небольшие
заказчики, стремящиеся максимально сэкономить, в первую очередь смотрят в
сторону "начинашек", так как те предлагают самые низкие цены.
Столкнувшись с неопытностью, отсутствием должной квалификации и гарантий (в
виде юридически оформленных отношений), заказчики составляют себе крайне
негативное представление о фрилансерах в целом и ищут альтернативных
поставщиков услуг, обращаясь преимущественно к различным компаниям.
Крупные
заказчики в принципе не работают с неспециалистами, предпочитая им
профессиональных фрилансеров, которым они готовы платить в соответствии с их
навыками. Последние, в свою очередь, конкурируют с компаниями, предоставляющими
услуги в той же области, за возможность сотрудничать с крупными заказчиками.
|