Эта ситуация исключительно редко встречающаяся в реальной действительности, но теоретическая возможность такой взаимосвязи существует. Эластичность предложения по другим факторам Неценовые факторы также влияют на предложение с разной степенью эффективности. Цены на ресурсы. Как уже выяснялось, связь между ними и предложением товара обратная. Поэтому коэффициент эластичности предложения по ценам на ресурсы будет всегда иметь отрицательное значение: если в знаменателе будет прирост (+), то в числителе — снижение (—), и наоборот: Коэффициенты эластичности целесообразно рассчитывать по каждому виду ресурсов. Связь между ценой на ресурс и предложением товара будет тем теснее, а следовательно, коэффициент эластичности по модулю тем больше, чем больше удельный вес данного ресурса в общих издержках фирмы. Налоги и государственные дотации. Знание силы реакции предложения на изменение этого фактора имеет решающее значение в проведении государственной политики регулирования рынка. Ведь иногда даже незначительное изменение налогов может сильно сместить кривую предложения. О такой возможности можно судить по показателю эластичности предложения по налогам. Цены на другие товары Можно рассчитать аналогичный показатель и для государственных дотаций. Он будет иметь положительное значение, так как его связь с предложением прямая. Цены на другие товары. Они имеют обратное влияние на предложение. Поэтому коэффициент эластичности, рассчитанный по данному фактору, будет иметь отрицательное значение. Его величина по модулю очень сильно колеблется в зависимости от пар рассматриваемых товаров. Сильно эластичным будет предложение в зависимости от цен на те товары, переход к производству которых может произойти быстро и без значительных затрат. Если такой переход затруднен какими-то обстоятельствами, теснота связи будет незначительной. Легко убедиться в огромном значении знания самых различных коэффициентов эластичности для оптимального поведения производителя на рынке. Но их расчет требует большого количества информации и обычно рассчитывается специальными аналитическими компаниями по заказу продавцов или других заинтересованных лиц. Таким образом, каждый из участников обмена — продавец и покупатель, выходя на рынок, преследует свои собственные интересы. Каким же образом происходит согласование этих интересов, при каких условиях такое может произойти? Об этом речь пойдет в следующей, главе. Суть закона предложения Краткие выводы Предложение — это количества продукта, которые готов продать продавец по определенным ценам за некоторый период времени. Количества товара, предлагаемые к продаже, находятся в прямой зависимости от цены за его единицу. В этом суть закона предложения. В коротком периоде времени увеличение объемов производства сопровождается увеличением затрат ресурсов на единицу продукции. Это связано, с одной стороны, с ограниченностью ресурсов и необходимостью привлечения все более дорогих и менее пригодных ресурсов, а с другой — с уменьшением с определенного момента производительности каждой новой порции привлекаемых трудовых и сырьевых ресурсов. Изменение цены товара влияет на величину предложения, перемещая соответствующую точку на кривой предложения. Неценовые факторы изменяют само предложение, смещая кривую на графике вправо или влево. К ним относятся цены на применяемые ресурсы, техника и технология производства, государственная экономическая политика по налогам и дотациям, цены на другие товары, ценовые ожидания продавцов, их число на рынке. Теснота связи между предложением и факторами, оказывающими на него воздействие, измеряется коэффициентом эластичности предложения. Он рассчитывается путем сопоставления удельного прироста результата к удельному приросту фактора, его вызвавшего. Можно рассчитать коэффициенты эластичности предложения по цене, по ценам на ресурсы, по налогам и дотациям государства, по ценам на другие товары.
|